Можайск

пасмурно1 0С
Сб. 16 дек. 10:14
  • 69.43
  • 58.9

Социологи РАНХиГС обозначили основные социально-политические и экономические тенденции в России 2012-2014 гг.

Социально-политические тенденции

1. Осенью 2014 года абсолютного максимума достигли основные показатели субъективной удовлетворенности населения. «Индекс счастья» вырос с 50 (в 2012 г.) до 82 пунктов. Индекс политического оптимизма – с 15 до 35. При падении доходов населения на 10%, экономический оптимизм вырос на 10%.

2. Резко сократились эмиграционные настроения – доля людей желающих уехать за границу на ПМЖ сократилась по сравнению с 2013 г. в два раза (до 6%).

3. Доля людей, считающих, что стране нужны радикальные политические преобразования, сократилась до 5% (сейчас их почти в три раза меньше, чем в 2012 г.). С 40% до 60% выросло число тех, кто считает, что никакие преобразования стране в принципе не нужны.

4. При этом за последние два года вдвое (до 23%) увеличилась доля людей, считающих, что они способны поменять политическую ситуацию в стране своими силами.

Объяснительная модель

1. Наиболее сильная тенденция последних лет – солидаризация российского общества. Люди стали существенно больше времени уделять общению друг с другом, их сеть контактов за последние два года существенно расширилась. Количество «сильных связей» (т.е. тех, кому доверяют, у кого могут попросить в долг, с кем путешествуют) увеличилось с 4 близких человек в 2012-м году до 8 человек в 2014-м. Количество «слабых связей» (кого могут попросить об одолжении, с кем перезваниваются и переписываются не реже раза в месяц, у кого могут попросить о трудоустройстве или консультацию о поступлении ребенка в университет) увеличилось в полтора раза – с 25 до 36 контактов.

2. Уровень счастья, а также политический и экономический оптимизм в России сильнее всего связаны именно с количеством контактов и дружеских связей. С ростом сети доверительных контактов растет субъективное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, но падает доверие государственным институтам (особенно банковскому сектору и системе здравоохранения).

Экономические тенденции

1. Наблюдается умеренный рост инфляционных ожиданий: число тех, кто считает, что цены в 2015 г. будут расти быстрее, чем в 2014 г., выросло на 15 процентных пунктов  (до 52%). В 2104 г. ожидание роста цен больше связано с политическими настроениями, чем с экономическими.

2. Основной страх населения – не страх сокращения дохода, а страх потерять работу.

3. Почти три четверти населения ищет работу через неформальные каналы (друзей и знакомых). Те, у кого больше «слабых связей» чувствуют себя значительно увереннее на рынке труда.

4. С 2012 года происходил поступательный рост числа людей, имеющих сбережения. Доля имеющих сбережения, увеличилась с 32% до 46%.

5. Люди со средним доходом стали меньше тратить и больше откладывать. Напротив, люди с высокими и низкими доходами тратят больше, чем зарабатывают.

6. В рублях предпочитают хранить деньги люди молодого возраста (до 35 лет), имеющие средний (40-75 тыс. руб. в месяц) и стабильный доход. В валюте (в основном наличными) хранят сбережения люди среднего возраста, имеющие высокий, но не стабильный доход.

7. При этом 70% населения стабильно доверяют рублю больше, чем иностранной валюте.

Заключение

Солидаризация общества – рост социального капитала, расширение сети доверительных контактов, интенсификация общения – имеет несколько значимых последствий:

1) Рост оптимизма и уверенности в завтрашнем дне;

2) Рост числа людей, уверенных, что они сами могут влиять на политическую ситуацию в стране;

3) Сокращение эмиграционных настроений;

4) Готовность терпеть сокращение дохода в случае сохранения работы;

5) И одновременно с этим – сокращение доверия государственным институтам.

То, насколько устойчивы эти тенденции, мы проверим в мае 2015 г., когда будут получены результаты  следующей волны мониторинга.

Справка:

Проект «Евробарометр в России» регулярно проводится Центром социологических исследований РАНХиГС с 2012 г. Главная задача проекта – создать работающий инструмент мониторинга социальных, экономических и политических ценностей, установок и практик населения РФ. Исследование позволяет выделить, описать и проанализировать стратегии различных групп агентов в пространстве меняющихся правил игры.

Исследование основывается на методологии проекта «Евробарометр», который реализуется по заказу Европейской комиссии во всех странах ЕС с 1974 г. Выборка «Евробарометра в России» составляет 6000 человек. В исследование входит 10 регионов, в каждом из которых опрашивается по 600 человек. Выборка исследования репрезентативна на трех уровнях: на уровне РФ в целом, на уровне региона и на уровне типа населенного пункта.

Ежегодно проводится две волны исследования: «Стандартный Евробарометр» и «Флэш-Евробарометр». В рамках «Стандартного Евробарометра» исследуются ценности, установки и практики населения в ряде сфер: экономической, политической, научно-технической, сфере безопасности и межличностного доверия. «Флэш-Евробарометр» представляет собой нерегулярную серию небольших обследований по определенным, обычно достаточно узким, темам. Так, например, в 2013 г. «Флэш-Евробарометр» был посвящен проблемам городского и регионального развития, миграции социального капитала и построения «сетей доверия». В 2014 г. основной акцент в исследовании был сделан на изучении динамики экономических и политических ожиданий населения, рынка труда, проблем налогообложения в контексте распределения социального капитала.

Центр общественных связей РАНХиГС

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии


Рекламное
место
сдаётся


Рекламное
место
сдаётся


Рекламное
место
сдаётся