Прошло уже 2 года с того момента, как нынешний глава Можайского городского округа Денис Мордвинцев стал руководителем муниципалитета. Нынешний глава округа начал исполнять свои обязанности еще 10 марта 2021 года, однако лишь 27 апреля 2021 года Совет депутатов Можайского округа единогласно избрал Дениса Мордвинцева новым главой. Издание «Можайск Медиа» решило взглянуть назад и вспомнить как положительные, так и отрицательные стороны итогов этого 2-летнего периода.
Мнение жителей – «Город запустел на глазах»
Месяц назад, 28 марта, мы решили спросить у подписчиков издания «Можайск Медиа» в социальных сетях о том, как они оценивают итоги 2-летнего правления главы, заметили ли они какие-то изменения в городе в лучшую сторону? Всего во «ВКонтакте» мы получили 40 комментариев, а в «Одноклассниках» — 22.
Жители особенно остро реагируют на сферу ЖКХ, транспорта и благоустройства. Напомним, в 2018-2021 гг. Мордвинцев работал в администрации в должности замглавы по вопросам ЖКХ, благоустройства, ремонта и содержания дорог. По мнению наших подписчиков, в городе разрушены многие дороги, везде лежит грязь, а стоимость коммуналки сравнима со стоимостью аренды самого жилья. Можайск несколько раз попадал в антирейтинги по числу жалоб на ямы, по итогам благоустройства и так далее. Однако это не помешало ему взять первенство и стать по итогам 2022 года самым комфортным малым городом России.
Многие отмечают, что «город запустел на глазах». Причем это относится как к зимней уборке, так и к летней. На этом сказывается и распространенная практика привлечения к работам по ремонту и благоустройству сторонних подрядчиков. «Можайский Дорожник» ранее был признан банкротом, а официальное производству по делу о банкротстве было возбуждено в ноябре 2021 года.
Часть жителей отмечают плохое состояние лица города – района автостанции и железнодорожного вокзала с беспризорными собаками, людьми без определенного места жительства и общего чувства какой-то запущенности. Добавляет красок столпотворение магазинов самого разного дизайна и стиля, пишут жители. Волнует горожан и проблема опиловки деревьев – число спиленных веток и деревьев несопоставимо с числом компенсационных посадок.
А другие вспоминают, что в округе так и не решены проблемы с экологией – ТБО «Храброво», городские очистные, находящиеся на последнем издыхании советской инфраструктуры, свинофермы ЗАО «Тропарево» и так далее. Однако справедливости ради нужно отметить, что все эти проблемы копились годами, а некоторые находятся вне компетенции местных властей. Тем не менее, работы по ремонту очистных за почти 2 млрд рублей уже начались. Решаются и решаемы другие проблемы.
Также подписчики заметили отсутствие в округе достаточного количества рабочих мест, доступного нового жилья, высших учебных заведений и инфраструктуры. Тем не менее, эти проблемы округа пытаются решить. В том числе, и без участия администрации. Так или иначе, в Можайске достроили первую за много лет новостройку на улице Фрунзе, а также начали достройку дома в 3-м микрорайоне города. Также началось строительство дома на улице Полосухина.
Некоторые жители заявили, что «в городских группах от его [главы] имени публикуется одно хвастовство, а по конкретным делам неотложным вообще тишина». Так получилось, что в комментариях не оказалось ни одного положительного комментария в адрес главы. Мы решили взглянуть, неужели все так плохо, как считают жители?
Положительные моменты
В целом, глава округа продолжил общую политику, свойственную предыдущим главам объединенного городского округа – Илье Поночевному и Дмитрию Абаренову. Из однозначно хорошего можно отметить, что в этом году в округе начался ремонт очистных за почти 2 млрд рублей. Как уже указывалось выше, ситуация по вводу в строй многоквартирного жилья также улучшается.
Были открыты и благоустроены новые скверы и общественные территории – сквер Черемушки, парк Ривьера. Прошел капитальный ремонт школ – городской №1 и в поселке Гидроузел. Идет ремонт в школах №2 и в Клементьево. При Мордвинцеве была, наконец, открыта долгожданная школа в Тропарево. Начались масштабные работы по реставрации Ново-Никольского собора.
Продолжались плановые работы по ремонту дорог, замене и модернизации детских площадок и другая рутинная работа, на которые в бюджете закладывались деньги. Однако жители считают, что в этих случаях большую роль играет областной бюджет, а не сама администрация. Оставим этот момент на суд наших читателей.
Также Денис Мордвинцев вписал себя в историю города тем, что при нем случились знаменательные для города события – 23 августа 2021 года была заложена подлодка «Можайск», а 27 апреля 2023 она была спущена на воду. А в августе 2021 года указом президента России Владимира Путина было присвоено звание Героя России полковнику Виктору Ивановичу Полосухину. Были и другие положительные моменты за эти 2 года.
Отрицательные моменты
В целом, жители уже отметили все основные недостатки работы администрации. Мы лишь добавим, что историческое поселение «Можайск» в эти годы продолжило терять свой облик. Мы лишились последней городской арки в районе почты в центре города, под вопросом судьба других городских памятников, которые с 1992 года так и не обзавелись охранным статусом. Разрушаются вновь выявленные памятники, памятники регионального значения и даже федерального. Яркий пример – дом на Бородинской улице, Кремлевская часовня, дом Хлебникова.
Одновременно в городе продолжается точечная застройка, в том числе и в историческом центре. При всем при этом у администрации не наблюдается должного стремления развивать туристическую инфраструктуру – ставить туалеты, открывать всевозможные музеи, проводить реконструкцию исторических зданий, организовывать парковки для туристов, устраивать навигацию и проводить должное благоустройство в историческом стиле. Тем не менее, неравнодушные энтузиасты продолжают работать над тем, чтобы в округе начали появляться выставки и музеи.
Как указывалось выше, в целом администрация получила в «наследство» от прежней власти бывшего Можайского района и городского поселения Можайск ворох проблем, с которыми не может разобраться уже 5 лет, с 2018 года, когда и был создан объединенный округ. Можно вспомнить транспортную проблему Чугунного моста. С другой стороны, сейчас на согласовании проект реконструкции Вокзальной улицы. Будем надеяться на то, что туда войдет круговое движение, которое, хотя бы частично, решило бы эту проблему. Можно отметить и другие спорные достижения округа.
Спорные моменты
Наконец, в округе за эти годы продолжалась приватизация муниципальных помещений. На текущий и следующий год у муниципалитета также большие планы. С одной стороны, приватизация позволяет пополнить городской бюджет и избавиться администрации от ветхого фонда, с которого нельзя получить доходы в бюджет по аренде. Однако есть и отрицательные стороны – зачастую судьба таких зданий еще более незавидна. В лучшем случае новый владелец бережно отнесется к архитектуре, а в худшем – просто снесет его. Жителям не нравится и то, что в округе приватизируют бывшие школы, детские сады и клубы, вместо того чтобы их возрождать.
Особняком стоят проблемы, связанные с оптимизацией и укрупнением различных организаций и структур. При всех положительных моментах есть и очевидные недостатки. Не так давно округе было ликвидировано ПАТП – оно стало частью Одинцовского МАП. Еще при Абаренове в округе началась оптимизация и слияние школ и детских садов. Тогда уверяли, что учебный процесс не пострадает, ибо все изменения коснутся лишь внутреннего управления школой. Цель — «более эффективное использование бюджетных денег», а также возможность получать всевозможные гранты. Однако на деле это вылилось в то, что филиалы укрупненных школ начали закрывать. Так случилось с начальной школой в поселке Химик и со школой в Сокольниково.
При Мордвинцеве из Можайска центр занятости был перенесен в Наро-Фоминск, была реформирована служба соцзащиты, часть структур Можайской ЦРБ также были реформированы. На фоне всего этого идут упорные слухи о якобы будущем слиянии Можайска и Наро-Фоминска. Эти разговоры, скорее всего, беспочвенны, однако если так случился, особенно остро встанет еще один спорный момент оптимизации – транспортный вопрос.
Прямого сообщения «Можайск — Наро-Фоминск», где расположен, в том числе, перинатальный центр, не существует. Чтобы попасть в город необходимо добраться на автобусе сначала до Вереи, а потом на общественном транспорте до самого Наро-Фоминска, сделав пересадку. Однако в целом поездка может составить 1,5 — 2 часа пути. Жители города давно интересуются, почему при оптимизации и переносе городских служб в Наро-Фоминск профильные ведомства игнорируют тот факт, что между Можайском и Наро-Фоминском отсутствует прямое и быстрое сообщение.
Подводя итог, хотелось бы лишь пожелать главе округа и администрации того, чтобы недостатки в конечном счете обратились достоинствами, а указанные выше проблемы перешли бы в формат «решенных».