Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ академик Степан Калмыков в интервью изданию «Российской газете» рассказал, как пришел в радиохимию, копал картошку под Можайском и дал советы первокурсникам. Он признался, что во многом выбор профессии зависит от собственных интересов и научного руководителя, который легко может увлечь. Так произошло и с Калмыковым.
В начале 90-х годов специальность радиохимик была не столь популярна, как эколог, а слово «атом» стало почти ругательным. Несмотря на это, он выбрал радиохимию, а еще больший интерес к профессии вызвал профессор Московского университета Юрий Александрович Сапожников, который в свое время участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и сумел дожить до 88 лет. По словам Калмыкова, под его руководством начались первые экспедиции на Черное море, где ученики отбирали пробы донных осадков и воды, чтобы выявить количество и состав радионуклидов, которые могли попасть туда в результате чернобыльской аварии.
«Теперь и я говорю студентам, что в науке нет неинтересных вещей. Главное — правильно сориентироваться, понять, где, как, в каком качестве ты хочешь себя реализовать», – отмечает вице-президент РАН. Также он вспомнил о своих лучших студенческих годах, в частности, как в период летних практик он будучи студентом выезжал на картошку. Калмыков признался, что его курс на химическом факультете стал последним, когда отправляли убирать картошку.
Тогда студентов отправили в подшефный колхоз в Уваровку Можайского района. Там они собирали в поле за комбайном, работали на сортировке и самостоятельно готовили себе еду на кухне. «Не знаю, жив еще колхоз или нет, как-то я мимо проезжал — видел разрушенные корпуса», – рассказал Калмыков. К слову, Степан Николаевич известен, в частности, тем, что описал методы выделения и разделения радионуклидов из водных растворов с использованием углеродных наноматериалов и методы получения радионуклидов медицинского назначения.